Изменить размер текста + + + + +

Развитие сложных форм фонематического анализа

Обучение сложным формам фонематического анализа
Последовательность   предъявления   речевого   материала:
·         слова   из  двух   гласных    (ау,   уа);
·         односложные  слова  из  обратного   (ум,  ох,  ус),   прямого   открытого   (на,   му,  да), закрытого    слога   (дом,   мак,  нос,  лук);
·          двусложные   слова  из  двух   открытых  слогов  (мама,   рама,  Маша,   розы);
·         двусложные   слова  из  открытого   и  закрытого  слогов  ( диван,   сахар,  дубок   и т.д.);
·         двусложные слова  со  стечением  согласных  на  стыке  слогов  (лампа,  марка,  полка,  и т.д.)
·         односложные   слова со   стечением  согласных   в  начале слова  (грач,  врач,  стол  и  тд.)
·         односложные   слова со   стечением  согласных   в   конце слова  (волк,  тигр,  полк   и т.д.);
·         двусложные  слова со  стечением  согласных  в  начале слова   (трава,  крыша,  врачи,   т.д)
·         двусложные  слова со  стечением  согласных   в  начале  и   середине  слова  (клумба,  крышка);
·         трехсложные    слова   ( паровоз,    канава,   капуста   и  тд.).
Предлагаю использовать следующие игры:
Игра  в  кубик 
Дети   бросают  кубик, их   задача  -  придумать  слово  по количеству  точек  на  выпавшей  грани   кубика.
Игра «Какой  звук  выпал  из  слова?»
Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот,  лампа - лапа,  пилка  -  пила).
Игра   «Ромашка» 
Детям   дается  задание  выбрать  лепестки  с  изображенными  на  них предметами,    названия  которых  состоят   из  различного  количества   звуков.  (по  заданию   педагога).
Игра «Заполни дорожку»
Ребенку   предлагается  картинка  и   графическая  схема  из   определенного  количества  клеточек  по  числу  звуков  в  данном  слове.   По  мере  выделения  звуков  ребенок заполняет  схему   фишками.   Получается  модель   звукового  строения  слова.   Первоначально   для  анализа  даются  односложные  слова,  типа:  мак,  кот,  дом, лук, ....
Также используются такие задания:
1.   Подобрать   слова  с   определенным   количеством   звуков.
2.   Выбрать   картинки,    в  названиях    которых   будет  определено    количество   звуков.
3.   По  сюжетной   картинке  подобрать   слова  с  определенным   количеством  звуков.
В литературе имеется масса заданий, направленных на развитие сложных форм фонематического анализа, мы не будем на них останавливаться.
Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.
Том вошел в дом. Захар ест сахар.
Мама варит. Мама жарит.
Света увидела папочку. Света увидела бабочку.
Света увидела бабочку. Света видела бабочку.
Формирование навыка синтеза звуков
Проводя работу в данном направлении, необходимо помнить о том, что детям проще анализировать, чем синтезировать звуки.
Предлагаем такие задания.
1.   Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (аууа, иа).
2.   Синтез односложных слов (суп, кот), называть количество звуков в слове.
3.   Составлять слова из заданной последовательности звуков.
4.   Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т.д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.
5.   Договорить слово: поми.., воног.., ябло.., карто… и т.д.
6.   Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду.
7.   Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
 Ко-ло-мо – молоко
 Ша-ка – каша
 Ба-шу – шуба
 Ля-ко – Коля и т.д.
Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал. Это связано с тем, что детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

Формирование фонематических представлений

Данный этап коррекционно-логопедической работы предполагает формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.
Предлагаем задания
1.   Придумать слово с 3-мя звуками. 
2.   Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах: дом, каша, лимон. 
3.   Подобрать картинку к звуковой схеме  С  Г  С (согласный, гласный,согласный)     С  Г  С  Г         С  С  Г  С 
4.   Найти зверей, кто в каком домике спрятался  С  Г  С            С  Г  С  Г                 С  С  Г  С             Л  Е  В              Л  И  С  А                 С  Л  О  Н 
5.    Припомнить слова к графической схеме  без опоры на картинку. С  Г  С             С  Г  С  Г                С  С  Г  С 
6.    Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками. 
7.   Игровая ситуация: мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить. 
8.   Достраивание предложений: логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т.д.
9.   Прослушать слова и составить из них предложение.
Данные упражнения позволяют последовательно, в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий, закреплять навыки звукового анализа и синтеза в умственном плане, т.е. без опоры на конкретное восприятие – фишки и картинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

-

-