РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация
голосов по тембру:
Игра
«Угадай, чей голос?»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание
игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого
дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его
позвал.
Эту игру
можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого
слуха.
Игра
«Лягушки».
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание
игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши
ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с
завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».
Эту игру
можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему
«Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить
лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали
комара, довольны.
Игра
«Улиточка».
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание
игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза.
Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка,
высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий
отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по
развитию речевого слуха.
Игра
«Угадай, кто я».
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание
игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос
заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый
звук). Водящий угадывает, кто произносил.
Эту игру
можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого
слуха.
Дифференциация
по силе голоса:
Игра «В
лесу»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование:
картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры:
логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял
свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он
далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и
определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово
«мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его
имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит
это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В
конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру
можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед
детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая
домой» сказочного героя.
Игра «Бум»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование:
изображение двух гномов, большого и маленького
Описание
игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и
Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко:
«БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед
предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Эту игру
можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.
Игра «Ветер
или ветерок?»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Оборудование:
картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень
низко).
Описание
игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет
громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и
определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо,
то громко.
Эту игру
можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква
“ У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.
Дифференциация
голоса по интонации:
Игра
«Хорошо»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Оборудование:
картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.
Описание
игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот
малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить
по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать
соответствующую картинку.
Эту игру
можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.
Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по
набору картинок-схем, для показа.
Игра «Узнай
по интонации»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
Оборудование:
картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый –
«ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.
Описание
игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента,
болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной
интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он
или здоров.
Эту игру
можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после
изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить
усталого, веселого, грустного человека).
Игра «Кто
сказал?»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.
Оборудование:
картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.
Описание
игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого,
грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит
по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах.
(печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и
показать картинку с изображением этого человека.
Эту игру
можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после
изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику
(изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).
Дифференциация
по высоте:
Игра
«Угадай, кто сказал».
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование:
картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание
игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из
текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так
говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в
сказке.
Эту игру
можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки
[м], [мь]».
Игра
«Малыши»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование:
экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и
девочки.
Описание
игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.
Наш малыш
кричит с утра.
Уа – уа – уа
–
Вот и все
его слова.
Логопед
объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким.
Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая
соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит
звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления
должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.
Эту игру
можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.
Игра «В
больнице»
Цель: развитие
речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование:
картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание
игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице
ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед
показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.
Логопед
предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.
Эту игру
можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о
], буква “О”».
Игра
«Медведица и медвежонок»
Цель:
развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.
Оборудование:
две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.
Описание
игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки.
Затем читает рифмовку:
Пыхтит, как
пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит
звук низким голосом)
Пыхтит, как
пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит
звук высоким голосом)
Логопед
убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы,
ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...
Эту игру
можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы]и
буква “ы” » или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего
после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после
правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет
участие в игре.
Развитие
речевого внимания:
Игра «Будь
внимателен»
Цель:
развитие речевого внимания.
Логопед
выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда
и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить
внимание на ошибки и исправить их.
Это задание
можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему
«Слова-действия».
Игра «Слушай
и выполняй»
Цель: развитие
речевого внимания, развитие речевой памяти.
Логопед
называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В
зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Это задание
можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему
«Слова-действия».
Игра «Кто
внимательнее?»
Цель:
развитие устойчивого речевого внимания.
Ход: логопед
называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед
выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее
предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и
о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.
Эту игру
можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном
занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».
Игра
«Ригу-рагу»
Цель:
развитие речевого внимания.
Описание
игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками,
приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно
логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося:
«Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного
есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у
животного нет рогов, повторять движение не надо.
Эту игру
можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или
индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».
Комментариев нет:
Отправить комментарий