Изменить размер текста + + + + +

Различение высоты, силы, тембра голоса

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА 
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Лягушки».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.
Игра «Улиточка».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:  Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Угадай, кто я».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Дифференциация по силе голоса:
Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.
Игра «Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького
Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.
Игра «Ветер или ветерок?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).
Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.
Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква “ У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.
Дифференциация голоса по интонации:
Игра «Хорошо»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.
Игра «Узнай по интонации»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.
Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.
Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).
Игра «Кто сказал?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.
Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.
Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.
Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).
Дифференциация по высоте:
Игра «Угадай, кто сказал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».
Игра «Малыши»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.
Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.
Наш малыш кричит с утра.
Уа – уа – уа –
Вот и все его слова.
Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.
Игра «В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.
Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.
Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.
Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.
Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:
Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит звук низким голосом)
Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит звук высоким голосом)
Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы]и буква “ы” » или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».
Игра «Кто внимательнее?»
Цель: развитие устойчивого речевого внимания.
Ход: логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».
Игра «Ригу-рагу»
Цель: развитие речевого внимания.
Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.
Эту игру можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

-

-