Развитие фонематического восприятия
Фонематическим слухом принято
называть умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в
различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких
по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).Эта
способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного
развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от
момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его
интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый
период дофонемного развития речи.
К
концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием
общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает
реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее
фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая
артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой
совершенствования произношения, уже к концу второго года жизни (при
понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и
воспринимает все звуки родного языка.
Фонематическое восприятие –
искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения
процессом обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции,
характерные для фонематического восприятия: умение определять наличие
или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в
слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Несовершенный
фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на
становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет
формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и
письмо невозможны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий